Vlad Otekin (bykovvg_1952) wrote,
Vlad Otekin
bykovvg_1952

Categories:

Готический (германский) доспех

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Готический (германский) доспех


Turnierrüstungen, Pferderüstung

Готический доспех — германский доспех второй половины XV века, характерной особенностью которого являются острые углы, особенно заметные на налокотниках, сабатонах (латной обуви) и перчатках, а также шлем — салад, в вариантах без гребня, очертаниями очень похожий на германскую каску.

Готический доспех, вторая половина XV в. Эрмитаж, Санкт-Петербург.Готический доспех, Германия, Аугсбург, конец XV в. Мастер Лоренц Хельшмидт. Эрмитаж, Санкт-Петербург.



Как правило, данный тип доспеха имел бросающееся в глаза гофрирование и рифление, которые повышали прочность доспеха в качестве рёбер жёсткости.


Illustration of a knight in Gothic armor from Concilium zu Constanz woodcu.Иллюстрация из "Энциклопедии оружия" Вендалена Бехайма.

Другой особенностью доспеха, которая не бросается в глаза, было то, что данный доспех был сконструирован так, чтобы обеспечить максимальную свободу движений, так, например, кираса имела конструкцию, позволяющую свободно сгибаться и разгибаться. Исключением были лишь полуперчатки-полурукавицы некоторых доспехов, лучше защищающие пальцы, чем перчатка, но более подвижные, чем рукавица, в которых большие фаланги четырёх пальцев руки состояли из одной рельефной пластины, при том, что остальные фаланги могли двигаться свободно.

Низкая готика

Иногда данный тип доспеха называют германской готикой, а современный ему миланский доспех — итальянской готикой, на основании того, что за пределами Германии и Италии порой смешивали итальянские и германские части доспехов (особенно часто так делали в Англии), получая доспех, имеющий смешанные черты.

Аргументом против такого использования терминологии является то, что миланский доспех существовал (с небольшими конструктивными изменениями) и до, и после готического доспеха (готический доспех существовал с середины XV века, и в первые годы XVI века — до появления максимилиановского доспеха, а миланский доспех с конца XIV века и продолжал носиться в начале XVI века).

Armoured mounted knight: the armour is composite, made up of parts from various late 15th-century German pieces. 

По стилю готический доспех делится на высокую и низкую готику, а также на позднюю и раннюю.

Gothic armor for horseman and steed, late 15th century, Royal Armories Museum in Leeds, UK

Gothic armor for horseman and steed, late 15th century, Royal Armories Museum in Leeds, UK

Про некоторые заблуждения :

Некоторые ошибочно полагают, что для готического доспеха характерно отсутствие набедренных щитков (tassets), но на самом деле это особенность наиболее известных образцов — существуют менее известные образцы готических доспехов, у которых tassets не утеряны.
Обычно считают, что для высокой готики обязательно обильное рифление, но встречаются образцы высокой готики, имеющие характерный силуэт высокой готики, но не имеющие рифления (в частности такие встречаются как среди выкованных Пруннером, так и среди выкованным Хельмшмидтом, которые были в то время одними из известнейших кузнецов-доспешников).

Wilhelmvon Bibra

Поздняя готика и высокая готика — не одно и то же, дешёвые образцы поздней готики порой имеют признаки низкой готики.



Рыцарский готический доспех состоял из десятков элементов и весил 25-35 кг, его вес распределялся по всему телу, поэтому не мешал свободно двигаться рыцарю, также самостоятельно садится на коня. Доспех практически не пропускал воздух, поэтому в нем было очень жарко и очень часто рыцари на полях сражений погибали не от полученных ранений, а от удушья. Некоторые части доспехов делались ламилярными для большей подвижности. Однако ограниченная подвижность рыцаря в доспехах, защищала его от удара копья, особенно от переломов шеи 

Gothic Armour of Maximilian I (work of Lorenz Helmschmied, Nuremberg 1475)

Wallace Collection   Native name Wallace Collection Location London 

Реннцойг

схема реннцойга

Реннцойг

Реннцойг — доспех XV века для особого конного поединка — реннена. Реннцойг был более лёгким, чем штехцойг — весил приблизительно 25 кг. Облегчённая кираса не служила защитой от ударов — удар принимал на себя тарч, состоящий из дерева, обянутого кожей, плотно прилегающий к левой стороне груди. Он и служил мишенью для рыцарских копий. Шлем типа салад крепко прикреплялся к кирасе. Таз и бёдра защищали толстые полосы из стали.


Максимилиановский доспех



Максимилиановский доспех с забралом «гармошкой»

Maximilan Armour Diagramm 

Максимилиановский доспех с гротескным забралом, на заднем плане максимилиановские доспехи с забралом гармошкой и воробьиный клюв

Максимилиановский доспех — германский доспех первой трети XVI века (или 1515—1525, если считать обязательным характерное рифление), названный так по имени императора Максимилиана I, а также с намёком на максимальность защиты. При этом название «максимилиановский» не означает того, что любой доспех, носившийся Максимилианом I, является максимилиановским.

По внешнему виду максимилиановский доспех схож с итальянскими доспехами в стиле итал. alla tedesca (а-ля германский), но создан в Германии/Австрии под впечатлением итальянских доспехов, славившихся своей надёжностью и защитой (взамен пожертвованной свободы движений).

При внешних очертаниях, делающих его похожим на миланский доспех (с поправкой на отличающийся изгиб кирасы), имеет конструктивные особенности, унаследованные от германского готического доспеха, такие, как обилие рёбер жёсткости (изготовленных путём гофрирования), позволяющих получить более прочную конструкцию при меньшем весе.


При этом доспех, в отличие от готического, подобно миланскому, делался не из мелких, а из крупных пластин, что связано с распространением огнестрельного оружия, из-за чего пришлось жертвовать знаменитой гибкостью и свободой движений готического доспеха ради способности выдержать пулю, выпущенную с дистанции.

Благодаря чему рыцаря в таком доспехе из тогдашнего ручного огнестрельного оружия можно было гарантированно поразить только стреляя в упор, при том, что нужны очень крепкие нервы, для того чтобы не выстрелить преждевременно в атакующего рыцаря на бронированном коне, который может затоптать и не прибегая к оружию.


Также играла роль низкая точность огнестрельного оружия тех времен, и то, что стреляло оно с небольшой и, главное, практически непредсказуемой задержкой (порох на затравочной полке загорается и сгорает не мгновенно), отчего точно попасть в уязвимые места у движущегося всадника было весьма затруднительно.

Помимо создания рёбер жёсткости путём гофрирования в максимилиановских доспехах широко применялся ещё один способ создания рёбер жёсткости, при котором края доспеха выгибались наружу и заворачивались в трубочки (по краям доспехов), которым путём дополнительного гофрирования придавали форму витых верёвок, в результате чего крупные пластины получали по краям развитые рёбра жёсткости. Интересно, что у итальянских итал. alla tedesca (а ля германский) края крупных пластин тоже выгибались наружу, но не заворачивались. В готических же доспехах вместо выгибания края пластин гофрировались и могли иметь наклёпанную позолоченную окантовку в качестве украшения.

Непосредственным предшественником максимилиановских доспехов являются доспехи в стиле Schott-Sonnenberg (по Оукшотту), имеющие многие признаки максимилиановских доспехов, и отличающиеся, прежде всего, отсутствием рифления, а также рядом других менее заметных признаков, включая отсутствие выгнутости краёв, выполненной в виде витой верёвки, как у максимилиановского доспеха.

Характерной особенностью максимилиановских доспехов считаются латные рукавицы, способные выдержать удар мечом по пальцам, но с распространением колесцовых пистолетов появились максимилианы с латными перчатками, позволяющими стрелять из пистолетов. При этом латные рукавицы хоть и состояли из крупных пластин, но всё же эти пластины были несколько меньше чем в миланском доспехе, а их число больше, что обеспечивало немного большую гибкость при примерно равной надёжности. Кроме того, защита большого пальца соответствовала по конструкции защите большого пальца у готического доспеха и крепилась на специальном сложном шарнире, обеспечивающем большую подвижность большого пальца.



Эволюция формы подошвы сабатонов: а) 1290—1390. b) 1300—1490. с) 1500—1530. d) 1530—1540. е) 1540—1550. f) 1550—1560. g) 1560—1590

Другой характерной особенностью являются сабатоны (латная обувь) «Медвежьи Лапы», соответствующие модной в то время обуви с очень широкими носами, от которой пошло выражение «жить на широкую ногу». Позднее после выхода из моды эти сабатоны и обувь были прозваны «Утиными Лапами».

Одной из наиболее примечательных особенностей, бросающихся в глаза, является забрало, имевшее следующие формы:

«гармошкой» (англ. bellows-visor) — ребристое забрало из горизонтальных рёбер и щелей



«воробьиный клюв» (англ. sparrow beak) — классическая остроносая форма забрала, имевшая широкое распространение на протяжении двух столетий — в XV—XVI века



классическая конструкция с одинарным забралом

конструкция появившаяся в 20 годы XVI века, в которой «клюв» делится на верхнее и нижнее забрало, так что можно откинуть вверх верхнее забрало («разинуть клюв») улучшив обзор, при опущеном нижнем забрале (естественно такое забрало встречалось лишь у поздних максимилианов)




«обезьянье лицо» (англ. monkey-face), оно же «моськин нос» (англ. pug-nose) — имеющее ниже зрительных щелей выступающую решётку из вертикальных прутьев похожую на радиатор



«гротескное» (англ. grotesque) — забрало представляющую собой гротескную маску виде человеческого лица или морды зверя

Сам шлем имел рифление и ребро жёсткости в виде невысокого гребня. Что касается его конструкции, то имелось четыре варианта защиты нижней части лица:

с наподбородником откидывающимся вверх подобно забралу, и нередко закреплённого на том же шарнире что и забрало;

с наподбородником который не крепился на шарнире, а просто пристёгивался спереди;



с двумя нащёчниками смыкающимся друг с другом у подбородка подобно дверцам (так называемый флорентийский армет);

в котором нижняя часть шлема состояла из левой и правой половинок, откидывающихся вверх подобно бомболюку, при закрывании смыкающихся друг с другом спереди и с относительно узким назатыльником сзади;

из которых в Германии наибольшей популярностью пользовались вариант с откидывающимся наподбородником и несколько меньшей популярностью вариант с двумя нащёчниками, в то время как в Италии были популярны варианты, в которых защита нижней части лица состояла из левой и правой частей.

Кроме того вариант с откидывающимся наподбородником не нуждался в диске, торчащем подобно гвоздю с огромной шляпкой из затылка, и предназначенным для защиты от перерубания (ударом по затылку) ремня, стягивающего вместе нижнюю часть шлема.Что любопытно, варианты которых защита нижней части лица состояла из левой и правой частей, в XV веке (в предыдущем по отношению к максимилиановскому доспеху) итальянцы частенько оснащали дополнительным наподбородником на ремнях.

Защита горла и шеи — горже (латное ожерелье) существовало в двух вариантах:

Фактически состоящий из традиционных наподбородника и назатыльника. В отличие от конструкции XV века, наподбородник не закреплён жёстко на кирасе и смыкается с назатыльником, образуя сплошную латную защиту шеи, под которой находится настоящее горже; так что получалось два подвижных конуса.

Гранд-бацинет. Иллюстрация из книги Иммануила Виолле-Ле-Дюка.





Так называемый бургундский, обеспечивающий наилучшую подвижность головы; гибкое горже, состоящее из латных колец, способное наклонятся в любую сторону, на котором закреплён свободно-вращающийся шлем характерным креплением в виде двух полых колец (в виде витых верёвок), свободно скользящих одно в другом.

Армет с горже. Иллюстрация из книги Иммануила Виолле-Ле-Дюка.

Увеличение пластин германских доспехов привёдшее к появлению максимилианов сопровождалось так же и увеличением размеров наплечников, в результате чего отпала необходимость обязательного наличия пары ронделей (круглых дисков для защиты подмышек). В результате чего помимо максимилианов с традиционной парой ронделей, встречались и максимилианы лишь с правым ронделем прикрывавшим вырез в наплечнике для копейного крюка торчащего из кирасы, так как левый наплечник полностью прикрывал подмышку спереди. Что касается максимилианов не имеющих ронделей, то нет единого мнения имели ли они правый рондель (который был затем утерян), или вовсе не имели ронделей.

Литература

Фрэнсис Келли, Рэндольф Швабе. История костюма и доспехов. От крестоносцев до придворных щеголей. — Litres, 2017.

Юлия Школьник. Рыцари. Полная энциклопедия. — Litres, 2017.

Оливер Хогг. Эволюция оружия. От каменной дубинки до гаубицы. — Litres, 2017. — 3657 с.

Государственный Эрмитаж (Руссиа), О. Э Михайлова, Б. А. Шелковников. Западноевропейское оружие XV-XVII вв. — Искусство, 1955. — 40 с.

Фрэнсис Келли, Рэндольф Швабе. История костюма и доспехов. От крестоносцев до придворных щеголей. — Litres, 2017.

Алексей Макаров. Оружие и войны, изменившие ход истории. — Litres, 2017.

Бехайм Вендален. Энциклопедия оружия / Пер. с нем. Под ред. А. Н. Кирпичникова. — СПб.: Оркестр, 1995. — 576 X.

Винклер П. П. фон Энциклопедия оружия с древнейших времен до начала XIX века. — СПб.: Ленинградское изд-во, 2009. — 432 с.: ил. — 

Ефимов С. В., Рымша С. С. Оружие Западной Европы XV-XVII вв. — Том 1. Доспехи, клинковое оружие, оружие на древках. — СПб.: Атлант, 2009. — 400 с.: ил. — Серия «Оружейная академия»

Серия сообщений "Рыцарство":
Часть 1 - Авалон и король Артур
Часть 2 - Рыцарская культура Средневековья
...
Часть 15 - Рыцари в богатых доспехах (2).
Часть 16 - Доспехи «белые» и доспехи «цветные»… (1)
Часть 17 - Готический (германский) доспех
Часть 18 - Доспехи «белые» и доспехи «цветные»… (часть вторая)

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments