Vlad Otekin (bykovvg_1952) wrote,
Vlad Otekin
bykovvg_1952

Международный музей парфюмерии в Грассе

Оригинал взят у travelfrog в Международный музей парфюмерии в Грассе

Международный музей парфюмерии (Musee International de la Parfumerie) был открыт в Грассе  в 1989 году и разместился в здании, построенном в XVIII веке. Вскоро однако зданию потребовалась реставрация, и музей закрыли на долгие года, но к всеобщей радости сообщаю -  музей открыт!
В коллекции музея, говорят,  около 50 тысяч экземпляров, собранных по всему мира. Рядом с духами, которыми пользовались высокопоставленные обитатели Лувра и Версаля, можно увидеть парфюмерные изделия из обихода жителей Африки, восточных стран, Южной Америки. Собрание музея пополнялось в том числе и благодаря другим французским музеям – тем же Лувру и Версалю, национальному музею восточных искусств Гиме в Париже.
Здесь можно увидеть ритуальные колбы из Египта, античные амфоры из Древней Греции, Мексики, Азии, изысканные флаконы XVIII века, шедевры месье Лалика.
Музей чудесный, особенно для тех, кто любит парфюмерию и хочет узнать о ней больше. Он сразу погружает нас не только в историю парфюмерии, но и в запахи. Например, в каждом зале, посвященном той или иной исторической эпохе, можно "послушать" запах того времени.

«Их суть... поведать - но не обязательно всё и не обязательно каждому.»
Катрин Денёв


Здание музея находится по адресу: boulevard du Jeu de Ballon, 2.



Представленные экспонаты датируются в основном XVIII-XX веками, среди них можно встретить и довольно редкие – как, к примеру, дорожный несессер Марии-Антуанетты, который вместе со всем содержимым весил около 80 килограммов.

В музее парфюмерии можно проследить не только историю духов и флаконов, но и этапы производства - от сбора сырья до готового аромата, разлитого во флакон.













А еще здесь можно "послушать" запахи. Вот через такие приборы...


Или такие..


Впервые, признаюсь, как на духу, послушала, как пахнут кокаин и опиум (кстати, понравился, могу теперь понять  кокаинистов - правда, в таких "ознакомительных" дозах  речи о кайфе не идет))).



Зарождение искусства парфюмерии скрыто в глубине веков. Некоторые считают, что оно впервые было открыто в Месопотамии, в том месте, где, по преданию, находился земной рай. Другие утверждают, что родина парфюмерного искусства — Аравия, которая долгие века, носит название «страны благовоний». Но что не вызывает сомнений, так это первое применение парфюмерии — это религия. Само слово «парфюмерия» (per — через, посредством, fumum — дым) свидетельствуют о том, что первые благовония представляли собой сжигавшиеся ароматические смолы и древесину.



Первыми профессиональными парфюмерами можно назвать древнеегипетских жрецов, так как только им в ту пору были известны секреты приготовления ароматических составов. Духами и косметикой пользовались египетские красавицы, чтобы усилить впечатление от своей красоты. Увлечение благовониями и косметикой в Древнем Египте наивысшей точки достигло в период правления Клеопатры. Эта царица использовала благовония в огромном количестве и сама была автором многих из них.
Археологи обнаружили флаконы с благовониями в дневнеегипетских гробницах. В гробнице Тутанхамона, например, найдены ароматические вещества, состоящие на 90% из животного жира и на 10 % из масел, бальзамов и смол. Статуэтки и тела мертвых пропитывали эфирными маслами и благовониями.







Недавно археологи также обнаружили в Пиргосе, на Кипре то, что, как полагают, является самыми старыми духами в мире. Изготовлены духи более 4 000 лет назад. Духи были обнаружены в древней парфюмерной мастерской. 60 находок, среди которых перегонные кубы, ёмкости для смешивания, трубки и флакончики духов были найдены в древней мастерской. Люди в те времена использовали травы, цветы, а также специи, миндаль, кориандр, мирт, смолы хвойных деревьев, бергамота.





Перенесемся во времена Римской империи. Историкам доподлинно известно, что, например, римский император Отон был страстным любителем парфюмерного искусства: даже в военные походы он брал целый арсенал туалетных эссенций. Калигула расточал на приобретение благовоний невероятные суммы денег и нежился в ароматических водах. Страстным любителем ароматов был также Нерон. В его раззолоченном дворце в пиршественном зале под облицовкой из слоновой кости были спрятаны серебряные трубы, из которых на гостей обрушивался дождь благовонных эссенций.

Мастерство парфюмерии при дворе византийского императора ценилось ничуть не меньше, чем при римском императорском дворе, так как в распоряжении византийцев находились все благовонные сокровища Востока. Пророк Магомет говорил, что из всех вещей в мире больше всего радуют его сердце дети, женщины и благовония.

В Китае ароматическими веществами пользовались с глубокой древности. Любимым запахом китайцев являлся мускус, который ценят не только за приятный аромат, но и за то, что, по их представлениям, он исцеляет все болезни.

История французской парфюмерии

Прибыв во Францию для бракосочетания с королем Генрихом II, Екатерина Медичи привезла с собой некого флорентийца по имени Рене, весьма искусного в составлении духов. Он основал в Париже знаменитую парфюмерную лавку у «Моста менял», которая сделала парфюмерную продукцию во Франции предметом повседневного потребления.

Исторически сложилось, что именно Грасс стал первым парфюмерным городом и на века закрепил за собой звание парфюмерной столицы Франции (а может, и мира!).

Во Франции парфюмеры-ремесленники существовали с XII века. Чтобы стать мастером парфюмером, необходимо было прослужить четыре года учеником и три года подмастерьем, а это доказывает, что ремесло парфюмера считалось достаточно важным.

XVI век соединил профессию перчаточника с профессией парфюмера, так как в моду вошли парфюмированные перчатки. В эпоху Возрождения и далее, в XVI и XVII веках, отказались от их использования. Как реванш потребление ароматов удвоилось для маскировки неприятных запахов.

Первый переворот в истории парфюмерии произошёл, когда после Великой Французской революции гильдия перчаточников и парфюмеров распалась на две самостоятельные группы.

В 1608 году во Флоренции, в монастыре Сайта Мария Новелла возникает первая парфюмерная фабрика в мире. Фабрикантами становятся сами монахи-доминиканцы. Покровительствовали им и делали богатые вклады в монастырь герцоги и князья, сам Папа Римский.

Французские короли также всячески поощряли развитие парфюмерии.

В 1614 г. сословие парфюмеров получило официальное признание.

Фаворитка Людовика XV мадам де Помпадур обожала сильные запахи. Портьеры ее будуара после смерти почти 20 лет сохраняли запах мускуса.






Первый настоящий одеколон («eau de Cologne» – в переводе с французского «кельнская вода») выпустил в Кельне уроженец Милана Иоганн Мария Фарина. В конце XVIII века в Кельне, на фабрике Вильгельма Мюленса, был создан одеколон «№ 4711», завоевавший всемирную известность. Этот одеколон нравился Наполеону Бонапарту, который постоянно возил его с собой, покупая до 60 флаконов в месяц.

Жозефину называли «сходящей с ума по мускусу». Ее туалетная комната была настолько пропитана ароматами мускуса, сивета, ванили и амбры, что даже семьдесят лет спустя этот запах еще чувствовался.

Императрица Евгения, супруга Наполеона III, привили вкус к пьянящим духам на основе пачули. Поставщиком «ее величества императрицы Евгении» был Пьер-Франсуа Паскаль Герлен.



Духи - это невидимый, но зато незабываемый, непревзойдённый модный аксессуар. Он оповещает о появлении женщины и продолжает напоминать о ней, когда она ушла.(с)

Коко Шанель

Следующий поворотный момент в истории парфюмерии приходится на 10-е годы XX столетия, когда кутюрье решили соединить модельный бизнес и парфюмерию. В 1911 году Поль Пуаре стал первым, кому пришла в голову идея ароматами дополнить линии одежды. Коммерческую логику идеи довела до конца великая Габриэль Шанель, выпустившая в 1921 году духи со своим товарным знаком ("Chanel№5").

Мэрлин Монро на вопрос "Что вы надеваете на ночь?" отвечала: «Chanel №5».

Франсуа Коти стал первым, кто соединил в композициях натуральные запахи с запахами, созданными искусственно. В 1917 году он выпустил "Chypre" (Шипр), ставший впоследствии прародителем для целого семейства запахов. Развивались так называемые восточные и амбровые запахи, передающие мягкие, пудровые, ванильные и ярко выраженные животные ароматы.

В начале 20-х годов XX были открыты способы создания ароматов "синтетическим" путём: "революцию" в парфюмерии совершили альдегиды. Альдегиды – это химические вещества, в чистом виде напоминающие запах прогорклого сливочного масла, но стоит их разбавить, как они начинают звучать по-иному, приобретая легкий аромат цветочной свежести. Удивительная черта альдегидов – подстраиваться под естественный запах кожи, усиливая ведущие ноты всей парфюмерной композиции.

В 50-х годах XX французская парфюмерия достигла наивысшего своего подъёма.
В это время выходит первая туалетная вода для мужчин.
Ну а дальше, как говорится, понеслось...
С развитием промышленности и новых технологий и в парфюмерии проиходили одна революция за другой.



Так, например, в 2006 году немецкому парфюмеру Гезе Шоену (Geza Schoen) удалось совершить очередную революцию, перевернув стандартные понятия в парфюмерном мире.

Появление духов Escentric Molecules стало настоящей  сенсацией. Секрет молекулярных духов такой - он создает индивидуальный аромат на каждом из своих владельцев подстраиваясь под температуру тела, воздуха и даже времени суток. Эти духи были созданы на основе уникальной молекулы Iso E Super и абсолютно не имеют запаха!



Пройдёт время, и вы забудете, во что была одета женщина, по запах её духов надолго останется в вашей памяти. (с) Кристиан Диор


* кадр из фильма о парфюмерах, показанного в музее

Не всем известен тот факт, что большинство парфюмерных композиций имеют два имени. Первое название дает духам их автор (это условное обозначение для внутреннего пользования), второе - коммерческий дом, который запускает их в продажу.Поэтому "Медовый месяц" фирмы Фрагонар - это тот же "Trésor" от Ланком.
"Южная звезда" продается как "Eternity" Келвина Кляйна.
"Мечта из Грасса" - это имя, которое получил при рождении зеленый "Poison".
"Украденный момент” - не что иное, как Нина Риччи "Воздух времени" (L Air du Temps)
Знаменитый "Опиум" Yves Saint Laurent  появился на свет под именем  "Шепот".
"Фантастический Гойа" – это "Вода Кензо" (L'eau Kenzo) от Кензо.
"Индийская мечта" -  "Шалимар" (Shalimar) от Герлэн


Кстати, а вы знаете, что рабочий стол парфюмера называют парфюмерным ОргАном ( фр. Orgue à parfums)?)))

Вот пример такого столика...




Обертка для аромата

«Духи - мечта во флаконе».
Й. Стефан Еллинек (парфюмер)



У флаконов тоже есть своя история. Начнем с того, что в ХVIII веке флаконы для нюхательной соли напоминали, скорее, сундучки, которые могли поместиться в хрупкой женской ладошке. Эфирные масла в то время стали выпускать в емкостях из стекла различной формы. К концу XVIII в. появились флакончики для парфюмов из цветного стекла. С тех времен, сохранилась бутылочка в форме павлина с хвостом, изготовленная из цветного стекла. Светские дамы хранили духи в сосудах, оформленных в виде фигурок животных из серебра, используя бутылочки затем в качестве украшения для спальни.







В XIX веке в парфюмерную сферу пришла роскошь, характерная для стиля викторианской эпохи. Появляются флаконы из серебра, декорированные сложными рисунками, стеклянные бутылочки с оригинальной огранкой и керамические сосуды с инкрустацией.

В 1905 г. Рене Жюль Лалик открыл собственный магазин по продаже флаконов из стекла для парфюмов, с того времени началось их массовое производство.
После второй мировой войны для создания бутылочек использовали дешевое промышленное стекло и колпачки из пластика, их простота возмещалась яркими необычными рисунками. К примеру, Лили Даше создала флакон для духов Dashing в форме пуделя, а для парфюма Drifting – в форме женской груди. Сосуд для первого аромата от Nina Ricci, разработанный домом Lalique, был выпущен в форме сердца.

Волшебные флаконы Лалика

Рене Жюль Лалик (René Jules Lalique) – один из знаменитейших художников, создававший свои произведения в стиле Ар Нуво, за свою жизнь он стал автором тысяч флаконов для 6 десятков фабрик.
Неудивительно, что в музее ему посвящен отдельный зал...



Честно признаюсь, что после такого изобилия флаконов и запахов, очень хочется "продышаться". Здесь можно выйти в музейный садик, но и он не спасение - цветы, цитрусовые деревья... и снова запахи, запахи!)))





Поэтому после музея  - только кофе. )) Выпить или понюхать. Ведь известно, что запах кофе отлично перебивает другие запахи, дает обонянию отдохнуть и освежает мысли.



Всего вам ароматного!)))



Tags: МУЗЕЙ, парфюмерия, франция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments