Vlad Otekin (bykovvg_1952) wrote,
Vlad Otekin
bykovvg_1952

Украина. Каменец-Подольский. Старый город

Оригинал взят у dergachev_va в Украина. Каменец-Подольский. Старый город
Владимир Дергачев
image001.jpg
https://lh3.googleusercontent.com/.jpg

Старый город расположен на реке Смотрич, левом притоке Днестра. Здесь  река делает почти замкнутую петлю, образуя остров-полуостров, окруженный отвесными склонами каньона. Старый город соединяется с микрорайоном «Новый План» Новоплановским мостом (на снимке слева), а с крепостью  — Замковым мостом. В 1990 году было восстановлено историческое название улиц и площадей.

Старый город вместе с крепостью является  государственным историко-архитектурным заповедником с мощными оборонительными фортификационными  сооружениями и большим количеством памятников архитектуры 12 – 19 веков. Почти полностью сохранился исторический центр, требующий капитальной реставрации.
image003.jpg

Вид от крепости на Старый город
image005.jpg

Расположенная на Центральной площади Ратуша первоначально возведена в 14 веке, когда городу было предоставлено Магдебургское право, окончательный вид приобрела в 17 веке. Здесь проходили заседания Польского магистрата, с балкона ратуши оглашались указы и приговоры. Колокольню ратуши украшают герб Каменца — солнце с 16-ю лучами, часы и колокол. При магистрате служил палач, приводивший в исполнение на площади у Столба позора наказания и казни неблагонадёжных.
image007.jpg

Такие балы устраивала в ратуши местная аристократия
image009.jpg

image011.jpg

Центральная площадь
image013.jpg

На площади установлен памятник любопытному туристу.
image015.jpg

С ним любят фотографироваться молодые туристы
image017.jpg

Бронзовый турист знакомится с городской рекламой, утверджающей «королевское качество» местной продукции при народной цене.
image019.jpg

Доминиканский костел Святого Николая считается одним из древнейших храмов Каменца-Подольского, воспет поэтами как «Жемчужина Подолья».  Впервые деревянный монастырь доминиканцев  с костелом упоминается в 1372 году, в 1420 году сгорел дотла. В 16 веке новую жизнь монастырю  дал род Потоцких.  Во времена турецкого владычества костел перестроили под мечеть в честь любимой жены султана.  В настоящее время  храм принадлежит католическому ордену Паулинов (Братство Святого Павла Первого Пустынника).

Костел находится в вялотекущей реконструкции
image021.jpg

Свод центрального нефа Доминиканского костела
image023.jpg

Турки установили  в храме белокаменный мусульманский амвон (возвышенную площадку перед иконостасом), сохранившийся до наших дней. Выделяется  резьба по камню
image025.jpg

На фасаде можно видеть герб «Пилява» рода Потоцких
image027.jpg

В 1775 году на средства Михаила Потоцкого храм был реставрирован
image029.jpg

В храме хранится мраморная жемчужина работы скульптора Виктора Бродского (1876) – надгробие 21-летней Лауры Пшездецкой – трагически погибшей дочери известных магнатов.  «Статуя девушки лежит на античном ложе, словно заключенный в белый мрамор прекрасный цветок. Скульптуру называют «Спящей царевна», поскольку Лаура кажется погруженной в ангельский сон – и вот-вот проснется, чтобы вернуться к чтению книжки, раскрытой на двадцать первой странице».
image031.jpg

image033.jpg

Кафедральный католический костел Святого Петра и Павла (Петропавловский собор, 16 -19 вв.) с турецким минаретом, увенчанной статуей Девы Марии является неповторимым парадоксом истории. Точная дата основания собора неизвестна, время постройки первого деревянного храма относят к 1375 году, а первого каменного собора — к началу 16 века. В период турецкого правления (1672—1699) кафедральный костёл стал главной мусульманской мечетью Каменца-Подольского, к нему был пристроен минарет высотой 36,5 метра. После возвращения поляков на минарете была установлена статуя Богородицы (1756) высотой 3,5 метра. Богородица стоит на земном шаре и полумесяце, благословляя город и окрестности.
Кафедральный собор Петра и Павла
image035.jpg

image037.jpg

image039.jpg

Вход во двор Кафедрального собора
image041.jpg

Армяне, бежавшие из Крыма, предположительно поселились в Каменце в 13 веке. В 17 веке насчитывалось примерно 1,2 тысячи семей армян, составлявших значительно часть населения города. В Старом городе сохранился Армянский квартал и самая большая в городе площадь Армянского рынка, а также не сохранившийся до наших дней армянский магистрат (ратуша) и главные армянские храмы. Площадь установила украинский рекорд по переименованиям (Соборная, Губернаторская, Николаевская, Плацпарадная, Красная площадь, Льва Троцкого и Советская, Армянского рынка).

На площади Польский рынок находится невысокая башня с сорокаметровым колодцем, построенным армянской общиной как главный источник питьевой воды. Вода в колодце оказалась соленой, а строении стало памятником архитектуры «Армянский колодец» (16 век).

Новая армянская церковь Святого Николая (15 век) первоначально находилась в юрисдикции Армянской апостольской церкви, позже являлась армяно-католическим собором. В храме с 1767  по 1920 годы хранилась почитаемая католиками, православными и последователями армянской церкви легендарная чудотворная икона Армянской Богородицы. Храм, нередко называемый церковью Святой Богоматери, являлся местом паломничества христиан.

В 1666 году в результате политики польских властей, церковь переходит из лона армянской апостольской церкви в лоно армяно-католической, став униатской. В 1672 году город был захвачен турками. В период турецкого господства, длившегося вплоть до 1699 года, церковь сильно пострадала, но была впоследствии восстановлена. Долгое время в храме хранились документы, важные для армянской общины города. Здесь находились печать общины, знамя, грамоты, полученные от польских королей, а также множество рукописных книг, которые в 1891 году были изъяты и перевезены в Петербург. В середине 1930-х годов при советской власти церковь Святого Николая была разрушена.

С 1920-х годов икона Богоматери Армянской считалась утерянной. Но по результатам современных исследований она стала отождествляться с иконой Богоматери Одигитрии, находящейся в Национальном музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко (бывший Киевский музей западного и восточного искусства). Ныне икона  прибывает в Петропавловском соборе Каменца.

До наших дней дошла колокольня и одновременно сторожевая башня Святого Степаноса (15 —16 вв.), названная именем одноименного святого. Колокольня стояла отдельно от храма  и занимала важное место в оборонительной системе города.

Башня-колокольня армянского собора
image043.jpg

Развалины храма дошли до наших дней. Сохранилась часть ограды и сводчатые ворота, ведущие к центральному входу.
image045.jpg

image047.jpg

На территории разрушенного храма, к востоку от колокольни в 2005 году установили мемориал в виде хачкара (каменная стела с резным изображением креста) в память о геноциде армян 1915 года. На его открытии посол Армении в Украине Армен Хачатрян отметил: «Это будет величайший памятник архитектуры, исторической справедливости, памятник духовности, которым будут любоваться и восхищаться все, кто приезжает в этот чудо-город». Украинская власть обещала восстановить Армянскую церковь, однако в 2009 году храм вместе с колокольней был захвачен украинской православной церковью Киевского патриархата.
image049.jpg

В 1965 году во время земляных работ у бывшего Армянского храма найдена мраморная надгробная плита. Из надписи стало известно, что в 1717 году под этой плитой был похоронен тридцатилетний купец, «благородный» Ованнес Барагамян, приехавший в эти края из села Канакер, расположенного в Армении.
image051.jpg

Первое упоминание о евреях  города относится к 1447 году, когда им было разрешено жить в предместьях, а затем в самом городе.

Отреставрированная старая синагога Каменца
image053.jpg
© hranom http://static.panoramio.com/photos/large/56959703.jpg

Кафедральный Свято-Георгиевский  собор (1861) Каменецкой и Городокской епархии УПЦ,  вид  со стороны Старой крепости. При советской власти в храме размещался склад для хранения зерна и соли, а затем планетарий. Ныне действующий храм объявлен памятником архитектуры национального значения.
image055.jpg

Православный Александро-Невский собор сооружен  в 1891—1893 годах в честь 100-летия присоединения Подолья к России. Храм в неовизантийском стиле строился на народные средства, в 1930-е годы был разобран на кирпичи и воссоздан к 2000 году.
image057.jpg
http://pravv.km.ua/read/0015/img17-09.jpg

Улица старого города
image059.jpg

image061.jpg

image063.jpg

Крестовоздвиженская церковь с колокольней находится в предместье Карвасары (изменённое от «караван-сарай»), на берегу Смотрич под стенами Старого замка. Церковь построена в 18 веке на месте храма 17 века.
image065.jpg

Вид с Новоплановского моста на долину реки Смотрич.
image067.jpg

После экскурсии по Старому городу можно перекусить в старом лондонском  автобусе
image069.jpg

image071.jpg

В Каменец-Подольском проводятся многочисленные фестивали и праздники, в том числе открытия туристического сезона, уличного искусства, технопарк Каменного периода, День города, фестиваль реконструкции 1919 года и  фестиваль воздухоплавания.
image073.jpg

image075.jpg

image077.jpg

Украинское Подолье
Каменец-Подольский. Пограничный форпост христианства
Украина. Каменец-Подольский. Старый город
Украина. Каменец-Подольский. Старая крепость
Украина. Подолье. Замок Меджибож
Умань. Жемчужина Украины парк «Софиевка»

Буковина
Черновцы. Исторический центр Буковины
Крепость Хотин. Одно из семи чудес Украины

Tags: Города, украина
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments